Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и т.д.
Смета — это документ, в котором детально описываются все затраты на проведение тех или иных строительных работ. Главная цель заключается в том, чтобы заранее рассчитать все затраты на строительство. Чем подробнее будет описана смета, тем точнее будет дана оценка, которая поможет избежать дополнительных затрат.
Классический вариант сметы — таблица, в которой по пунктам выполняется расчет всех затрат на выполнение строительных или ремонтных работ. Четкой формулы составления этого документа нет, каждый заполняет его по своему усмотрению. Главное требование в том, чтобы смета была максимально понятной и легкой для восприятия.
Существует несколько способов составления сметы, разберем самые основные:
- Смета по этапам выполнения работ. В такой таблице предполагается четкое разделение всей работы по пунктам, где будут отдельно записываться расходы на каждом из этапов. Если вдруг какие-то строительные работы выполняются одновременно, они просто располагаются в одной строке.
- Смета по помещениям. Неважно, строите вы новый объект или выполняете ремонт— план можно разделить по комнатам/помещениям. Смета рассчитывается отдельно для каждого помещения, что позволяет четко контролировать расходы на те или иные виды работ.
- Смета по видам работ. Такой вариант будет эффективен в тех случаях, когда для выполнения строительных работ привлекаются сторонние бригады и мастера. Их цены могут отличаться, поэтому в таблице можно наглядно рассчитать расходы на черновые работы, подключение коммуникаций, отделку и т. д.
Чтобы смета помогала в строительстве и помогала грамотно расходовать бюджет, важно уметь правильно ее составлять:
- Всегда составляйте смету до начала работ. Заранее продумайте все моменты, на которые придется потратиться в ходе выполнения строительства.
- Закладывайте в бюджет дополнительно как минимум 20% от сметной стоимости. На случай неучтенных расходов и форсмажорных ситуаций.
- Указывайте расходы не по общим разделам, а по конкретным видам работ. Так вы сможете более эффективно контролировать расходы на строительство. Например, раздел «Подготовка стен» можно разбить на «Удаление старого покрытия», «Выравнивание стен», «Нанесение нового покрытия» и т. д.
Ошибки составления смет:
- Несоблюдение единиц измерения. Например, вам нужно закупить 20 метров кабеля, а вы выполняете расчеты исходя из стоимости поштучных комплектов. Предположим, 1 м кабеля стоит 1000 тенге, а комплект из 5 метров — 5000 тенге. Если вы указали в пункте «Количество» 20 метров, а в стоимости «5000 тенге» за комплект, то на выходе значение будет отличаться от реальных расходов. Будьте внимательны, и всегда указывайте стоимость именно за указанную единицу измерения.
- Отсутствие в смете расходных материалов. Обычно многие люди забывают про расходники, которые понадобятся при выполнении строительных работ. Если сложить их все, на выходе получится вполне внушительная сумма.
- Расчет стоимости стройматериалов по средним ценам. Никогда не считайте стоимость материалов по средней цене на рынке. Сначала выберите конкретное предложение, найдите самый выгодный вариант, и уже после вносите эту цифру в смету.
Будьте внимательны при составлении сметы, это поможет сэкономить до 30% бюджета.